Учимся скорочтению

Учимся скорочтению

Хотите, чтобы ваш ребенок в школе успевал читать все нужные книжки? Научите его скорочтению. Мы поделимся с вами несколькими базовыми упражнениями.

Сразу оговоримся, что многочисленные пособия по тому, как увеличить скорость движения глаз, пользы вашему ребенку не принесут. Врачи уже доказали, что любые попытки заставить глаза двигаться побыстрее, только вредят человеку. Наш мозг за определенное время может усвоить строго определенный объем информации, и даже если ваш ребенок просто в два раза быстрее прочитает школьный параграф, он усвоит ровно половину прочитанного. Вот почему важнее научиться выбирать стратегию чтения для каждого конкретного случая, к примеру, - присвоение или фильтрацию, панорамное чтение или чтение-сопереживание. И польза от правильно выбранной стратегии уже доказана цифрами - школьники, которые в 6-8 классах стали отличниками, в конце 3-го класса читали со скоростью около 150 слов/мин., хорошисты - 120 слов/мин., троечники - 90 сл. / мин. На чем основаны разные стратегии чтения текста? На том, что каждой из них соответствует своя смысловая единица – слово, предложение, абзац, страница. Образно говоря, это как система единиц измерения, в одном случае можно читать сантиметрами, в другом – километрами. И научиться этому может каждый ребенок. Сразу оговоримся – не стоит учиться на коротких отрывках текста, готовьтесь сразу к реальной жизни, в которой истории обычно длиннее одной странички. И не старайтесь добиться моментального эффекта – в начале занятий дети быстро утомляются, и предвидеть заранее, сколько упражнений они смогут сделать, очень трудно. Поэтому следите за заинтересованностью ребенка и при первых признаках утомления – прерывайте занятия. Этими признаками могут быть отвлечения, капризы, вздохи или понижение голоса. Во время упражнений по скорочтению обычно включаются разные виды памяти и слуховая, и образная, и тактильная. В одном из упражнений ребенок должен прочитать фразу, потом по памяти воспроизвести ее и сравнить с оригиналом. В другом ему нужно тренироваться с закрытыми глазами представлять квадрат из нарисованных линий, и делать так, что квадрат можно было приближать, удалять, перемещать влево и вправо, вверх и вниз. То же самое ему нужно будет проделать со всеми буквами по отдельности – рассматривая их графический облик, а потом с разными слогами, а вслед за этим и с разными словами. В третьем упражнении ребенок читает вслух книжку, закрывая прочитанное листком бумаги или линейкой, и постепенно ускоряет чтение. На пугайтесь, чтение вслух – это один из этапов подготовки к отказу от проговаривания слов про себя. В четвертом он читает буквы вслух на скорость – начиная с привычного для себя темпа и постепенно ускоряясь. Через несколько занятий он начинает читать на скорость слоги, потом буквосочетания, потом короткие слова, потом сочетания нескольких слов. Достаточно много времени уделяется проработке самых употребительных буквосочетаний – та, бо, но, ре, ме и других. Из них состоит до 80% любого текста. Ребенок и читает их вслух, и тренируется воспроизводить начертания букв с закрытыми глазами по памяти. В результате всех упражнений ребенок переходит к чтению узнаванием, в результате скорость и продуктивность чтения повышается в среднем в 3-4 раза, то есть ребенок и читает быстро, и успевает осознавать и понимать то, что он прочитал.